1708 год: казаки в Борисоглебске
2- 29.07.15
Из Азовской походной канцелярии, которая располагалась в Тамбове, постоянно в адрес борисоглебского воеводы шли копии царских указов, грамот, инструкций, касательно сбора различных пошлин и податей, набора рекрутов, о выполнении поставок провианта, лошадей для армии.
С момента основания Петербурга стали приходить официальные бумаги о посылке подкопщиков (землекопов) для строительств городана Неве. Подкопщики под охраной солдат являлись в Петербург на одну смену, продолжавшуюся два месяца. Часто в бегах числилась.чуть ли не пятая часть отправленных из Борисоглебска. И все это было сопряжено с тяжелым бременем местного населения по заготовке лесных припасов и строительства подсобного флота. Среди жителей Станичной и Солдатской слобод формировалось протестное настроение.
Первоначально оно выражалось в пассивной форме, то есть уходили целыми семьями на вольные казачьи земли.
По переписи 1705 года Солдатская слобода, которая составляла одну из сторон главной магистрали, состояла из 100 дворов. К 1707 году 56 семей выехало в неизвестном направлении. Местный воевода сообщал о ненадежности жителей слободы, о бегстве простолюдинов, стрельцов, солдат и драгун к донским казакам, проявлял беспокойство по поводу обороноспособности подчиненного ему города.
С целью проверки того, как на местах исполняется распоряжение о поимке беглых и об утаенных душах, Петр I повелел выбрать из царедворцев пять знатных, кому можно было верить, и по его Великого государя указу послать в Азовскую губернию. Один из них Федор Алексеевич Татищев, которому была выдана подорожная бумага, денег три рубля и 32 алтына, бумаги две стопы и ведро, был направлен в Борисоглебск, так как этот городок находился на границе с землями Войска Донского. Появление царского чиновника вызвало тревожные пересуды. Вскоре всем стала ясна цель его приезда. В приказную избу к Ф. А. Татищеву стали вызывать старост из дальних и пригородных слобод с целью опросить на предмет пришлых людей. Староста Солдатской слободы Г. Иванов поведал, что в слободе 74 двора, беглых солдат проживает 6 человек (С. Савельев, Ф. Ломов, А. Бело-зерцев, М. Хватов, М. Медведев, М. Данилов). По приказу Ф. А. Татищева они были взяты под стражу и отправлены на заготовку леса и сплава его на Азов. Осенью 1707 года улица была полна слухами о восстании казаков под руководством атамана Кондратия Булавина. Среди слободских жителей наблюдалось брожение.
История сохранила имена возмутителей - это Р. Е. Орлов, Б. П. Овсянников, площадной подьячий Мартемьян и слобожане из Чагарацкой слободы Ларион Седов и Степан Меркульев. Все они распространяли слухи о восстании и читали "Прелесное письмо" от булавинцев, строки которого призывали борисоглебцев поддержать восстание: "А вам бы всем такоже с нами стоять вкупе заодно...".
Активные действия местного мятежного казачества создали реальную угрозу захвата Борисоглебска. В конце марта 1708 года к городу подступил тысячный повстанческий казачий отряд. Борисоглебский воевода тайно бежал. Оставленный управлять делами подьячий Филимон „Катасонов поднялся на колокольню соборной церкви и ударил в набат, но из жителей никто его не поддержал и отбивать его не стали, так как в большинстве своем перешли на сторону булавинцев.
20 марта 1708 года казачий отряд вступил на главную улицу, жители, которой встречали повстанцев с надеждой освобождения от гнета царской администрации, непосильных налогов и повинностей. На площади близ церкви Бориса и Глеба по обычаям казачьей вольности местные жители "учинили круг", который при избрании атамана прокричал "Любо" за борисоглебца Кондратия Кожевникова, а есаулом был избран Семен Воробнин. На кругу жителей слобод Станичной и Солдатской решили, чтоб "им с Булавиным служить верно". Организовали кресто-целование. Был сформирован отряд из городских жителей. Архивные документы свидетельствуют, что "воровские казаки из Пристанских городков" не ограничились только тем, что захватили город и склонили борисоглебцев к открытому противостоянию царской власти, но и сожгли на территории борисоглебского кремля воеводский двор, приказный двор и все дела, изъяли денежную казну и таможную, и кабацкую, доброе вино из кабака, всех колодников распустили и государевы пушки, порох и свинец за город вынесли. Сожгли приготовленные за рекой Хопер лесные припасы.
Борисоглебск долго числился "бунтующим" городом. Козловский воевода Г. И. Волконский писал А. Д.Меньшикову 12 октября 1708 года: "Борисоглебский городок и уезд весь и доныне с ними, ворами, в бунте".
Ю. АПАЛЬКОВ,
директор историко-художественного музея.
"Борисоглебский вестник" №152, 20.12.2008 г.
Хопёръ
ВОИН ВЕЧЕН, Т.К..СО СМЕРТЬЮ ПОВЕНЧАН.
КОСТЁР ОТКРЫЛ ПРОСТОР И НЕГАТИВ СТЁР.
ВСЕЛЕННАЯ, ФЕДОТ. ДЕСЯТИНУ ВОЗЬМЁТ.
ВЕЛИКИЕ МЕЧТЫ, ГРУША, ВОЛНУЮТ ДУШУ.
НЕ ПРОЩАЮЩИЙ, БРАТСТВО, НЕ ВОСПРИМЕТ БОГАТСТВО.
ИЗУЧИМ И ТЫ И Я- КОД ПЕРЕМЕН В ТОЛКОВАНИЯХ И ЗАКОН ПЕРЕМЕН ВРАЩЕНИЯ НЕБЕСНЫХ СФЕР И ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ, ЭНЕРГИИ И ИНФОРМАЦИИ В ЦИКЛАХ БЫТИЯ.
НАМ МИЛА МОЛЧАНИЯ СИЛА.
И НА ПУТИ ЖЕЛАНИЕ В НАМЕРЕНИЕ ПРЕВРАТИ.
СТЫД И СТРАХ ТУТ СЧАСТЬЮ МЕШАЮТ.
КАПЛИ ДОЖДЯ ПОДЛЕТАЯ СМЕЮТСЯ ЗАТЕМ НА МЕНЯ С ЛЮБОВЬЮ ПРОЛЬЮТСЯ.
МНОГО ДУМ МАТЕРИЮ СТИМУЛИРУЮТ, КУМ.
МОЗГ СОЗНАНИЕМ ОБРАЗ СОЗДАЁТ, ЕГО В МАТЕРИЮ ДАЁТ.
ВСЕЛЕННАЯ В НАШЕМ МОЗГУ 1 СМ.
КУБИЧЕСКИЙ, ОПУС НЕ ЛИРИЧЕСКИЙ.
МЫСЛЬ, ПАНСТВО, СОЗНАНИЕМ УПРАВЛЯЕТ, СОЗДАВАЯ НОВОЕ ПРОСТРАНСТВО.
СПОКОЙСТВИЕ В НАС В ГАРМОНИЮ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ, ВЛАС.
ДЛЯ ВСЕХ-ОШИБКА, -- «ГРЕХ».
ГОВОРЯТ, ЧТО ЛЮДИ НЕПОЗНАННОЕ НА ЗЕМЛЕ ТВОРЯТ.
К НИМ ВНИМАНИЕ - ИНФОРМАЦИЯ И СПОСОБ ТВОРЧЕСТВА- ОСОЗНАНИЕ.
НОВОСТЬ НЕ НОВА ТВЁРДЫЕ И УВЕРЕННЫЕ МАТЕРИЮ СОЗДАЮТ СЛОВА.
РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕЛЕПАТИЧЕСКИЙ, ВОЛШЕБНЫЙ.
РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕЛЕПАТИЧЕСКИЙ, ВОЛШЕБНЫЙ.
ЕСЛИ ДУША ИМЕЕТ КЛЮЧ К БОГУ-ЕГО МОЖЕТ ДАТЬ ТОЛЬКО НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ.
РИФМА-НАУКА ЧУВСТВ.
ПОЭТОМУ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ, ПЕТРУХА, — ОБРАТИТЬ ЧЕЛОВЕКА ОТ ПАССИВНОЙ ПОГЛОЩЕННОСТИ ПРОДУКТАМИ ДУХА.
СЛОВО ПРЕОБРАЗУЕТ ПРОСТРАНСТВО, ЕМЕЛЬ, КОТОРОЕ СОЗДАЁТ ЦЕЛЬ.
ДНК ЕСТЬ НАШ РОД ВСЕГДА И ПОКА.
РЕАЛЬНОСТЬ ЕСТЬ НАША ВНУТРЕННОСТЬ.
КТО ЗНАТЬ МОГ -РУСЬ -КОСТНЫЙ МОЗГ, СССР НЕТ СКОЛЬКО- ЛЕТ — ЭТО СКЕЛЕТ.
ЕВРОПА ВОТ - ЭТО РОТ.
В свёртке мои все остальные слои и дни.
До Неба милосердия древо.
Радость порождает и наслаждает.
Что бы везло, берись за дело весело.
Проблемы его от эго.
Эго ограничивает его.
Свобода воли - опыт, не боле.
Эго движение - продукт самоотражения.
Себя бесконечно почитай за нечто.
От зла, Есения, спасает смущение.
Для смирения надо: досада.
Смирение, Настя, побеждает страсти.
Страсти вскоре превратятся в горе.
Самоуничижение, бывает, труд заменяет.
Искушение, любя, укоряй себя.
Явление смирения от страсти и искушения.
Какая гордость мирская.
Всё, Троша, от Бога хорошее.
Рай. Волю инстинктам не отдай.
Какие прения про закон забвения.
Мнение - велик закон забвения.
Прости, забыл я расти.
Раскаяние, единственный грех-отчаяние.
Пропаганда есть и была лукавее зла.
Гнёт нас неустойчивость и переменчивость масс.
Мать добродетели, слушай, единодушие.
Оправдание с волей соединяется - человек разлагается.
И в беде не следуй самому себе.
Злословие страстное говорит пристрастное.
Ноги посылают и исполняют.
Всяк будь скор на свой укор.
Ложь в смысле и мысли.
Ни в мгновение радость в оскорблении.
Смиренномудрие Славе я совет дал от тщеславия.
От сластолюбия дрожание - воздержание.
Экуменизм - ритуальный догматизм.
Спасение, Коля, подвиг веры свободной воли.
Благодать сама энергия силы Божества.
Цель, Люда, приближение к Абсолюту.
Грех, что ж - интеллектуальная и нравственная ложь.
Счастье, мнение, к жизни отношение.
Верующий, сынок, всегда с Богом и не одинок.
Вера, Настя, самое великое счастье.
Душевное моление даёт телесное исцеление.
Предстояние есть на мысли влияние.
Символ, сынок, более глубок.
Раскроем символизм через молитву и аскетизм.
Злобы явления от нерадения.
Твой отчёт 6 часов течёт.
Мало и много говори по Богу.
Сосед, не терпи пустых бесед.
В споре не отсечёшь воли.
Гордость и самооправдание - препятствие покаянию.
Свободное общение, Евсей, мать страстей.
Высокоумие его причина потери всего.
Говаривала мать - добро должно скрывать.
Нерадение родит забвение.
Народ без идей, потеряет покой - станет толпой
Созерцай, Милиция, духовный мир через религиозную интуицию.
Религиозная интуиция является когда сердце от грехов и страстей очищается.
Мирское искусство, бывает, личность размывает.
Через искусство теряем критическое чувство.
Душа, Евсей, постоянно сотрясается эхом страстей.
Служитель, наша память - искуситель.
Образы и представления из сознания, а страсти из сердца удалим, когда грех победим.
Духовная музыка, знал он, богослужению фон.
Какое диво читать молитвы речитативом.
К музыке привык. Чувств непосредственный язык.
Ламаизм имеет цель ту - смерть и погружение в пустоту.
Богатство, верьте, отнимает память смерти.
Наркотик и теперь демона дверь.
Грех, друг мой, общение с тьмой.
Страдания, Лар, божественный дар.
Нам, Даня, жажду страданий.
В радость вскоре обратиться горе.
Земная радость наш враг превратиться в прах.
Логическое значение в словах ограничение.
И в беспечности у нас инстинкт вечности.
Ощущения мобилизуются и в образы, представления преобразуются.
Смирение, знать, привлекает благодать.
Прилично количество пищи привычно.
Поркой, свою волю укрой.
Скорей раздражительность преодолей.
Сластолюбив. Будешь гневлив.
Крест прими - символ любви.
Любимым, Таня, больше испытания и страдания.
Страсть, кум, омрачает ум.
Что ж, каждый человек - ложь.
Меньше говоришь - меньше, Гриш, грешишь.
В уединении, безмолвии, говорят, сердцем зрят.
Благодати те не получишь в суете.
Без благодати, друг, задыхается дух.
Горнему служи - страсти иссуши.
Мученик, дети, истины свидетель.
Монах, дети, тайны будущего мира свидетель.
Душевное милосердие - совет и посещение.
Духовное милосердие, Лир, молитва за весь мир.
В сердце, друг, обитает дух.
Отношение к Богу, он говорит, историю творит.
Через сердце, брат, ад пробивается, но и благодать является.
Обсуждают в других темах
Все комментарии →