Николай Бурцев: Чтобы помнили
2- 26.08.15
Когда в Борисоглебских СМИ впервые появилось сообщение о планах строительства на месте бывшего городского кладбища духовно-просветительского комплекса, с храмом «Во имя всех Святых», вполне ожидаемо, началось бурное обсуждение всех "За" и "Против".
И сразу получилось, что «За» - это мнение церкви, а «Против» - обычных жителей. По крайней мере, так нам преподносят на некоторых форумах. Соответственно сформировался и эмоциональный окрас дискуссии: священникам некуда девать деньги, и они решили отхватить привлекательный кусок земли в центре города, чтобы построить там что-то непонятное и никому не нужное. Причем, построить на кладбищенской земле, наплевав на морально-этические нормы и память людей. Про морально-этические нормы рассуждать можно долго; упомянем лишь, что строительство культовых сооружений на кладбищенской земле - в давних традициях православной культуры. Примеров десятки: Киево-Печерская Лавра , Серпуховский монастырь, Покровский женский монастырь в Москве. Если кому- то интересно, информацию можно найти в интернете.
А упреки в надругательстве над памятью....Извините, но в чем она заключалась, эта память, с того самого момента, когда последние надгробия были вывезены на свалку, а бывший погост разровняли бульдозером под пустырь? В прогулках по асфальтированным дорожкам мимо одинокой часовни, возле которой очень любили фотографироваться молодожены? В безмятежном отдыхе на лавочках, после посещения расположенного рядом торгового центра? А еще, интересно было бы спросить у подростков, что катались там на велосипедах и роликах: «А вы знаете, что это за место? Почему здесь стоит часовня?» Наверняка, в лучшем случае ответили бы: городской памятник, «символ Борисоглебска» и тому прочее. И вряд ли кто-то бы вспомнил, что здесь похоронен выдающийся ученый-лесовод Корнаковский. И самобытный русский писатель Николай Бунин. А рядом с ними - еще тысячи: купцов, мещан, простых жителей. Чьих-то прабабушек и прадедушек. Вот вам и «память»…
Да, ныне живущие потомки похороненных там - помнят. "Это место, по-прежнему, открытая рана для многих" - сказал мне один местный краевед. И он прав. Но память должна быть не только в их сердце. Весь город должен помнить. А мы, как-то, забыли...
Старое городское кладбище снесли в середине 80-х годов прошлого века. По сути, на тот момент кладбищенская территория уже представляла печальное зрелище. Заброшенное, дважды варварски разграбленное в годы советской власти. «Для нужд народного хозяйства», по решению городского совета, в 1929 году могильные ограды срезали на металлолом, склепы разбирали на кирпичи, попирая ту самую память о предках. Правда, в то время никто и не подумал открыто возмущаться подобным решением. Все в духе суровой эпохи. Партия сказала: «Надо». Комсомольцы ответили: «Есть!» Лишь верующие, да родственники тех, чьи могилы были разграблены, украдкой утерли слезы.
В 80-е годы уже можно было возмущаться, говорить о какой-то духовности. И возмущались, и говорили. Но, тем не менее, как сочли городские власти, старый погост явно портил облик центральной части Борисоглебска. И содержать его было "накладно". И хотя еще оставались там гранитные и мраморные надгробия людей, когда- то создававших этот город, кладбище сравняли с землей. Краеведы чуть ли не плакали: уничтожалось наследие, уникальный исторический уголок дореволюционного Борисоглебска. При должной реконструкции, туда можно было бы водить экскурсии, рассказывать школьникам о знаменитых наших земляках: купцах-меценатах, писателях, ученых.... Часть надгробий, в том числе и купца Дерибезова, потом обнаружили на свалке, в районе "Горгаза". И лишь благодаря историкам и священникам местного благочиния, эти остатки удалось сохранить для потомков. Сегодня их можно увидеть на территории Знаменского собора, за алтарем. Получается: в то, совсем недалекое время лишь отдельные неравнодушные, да церковь позаботились о памяти всего города. Церковь, которую сегодня упрекают в том, что она эту память попирает....
После сноса кладбища строить что-то светское на этой земле городские власти уже не решились: изменилась страна и политический строй. И тогда было принято «соломоново решение»: поставить здесь часовню. И это было, наверное, правильно. По крайней мере, здесь не построили цирк, как это сделали в Воронеже, на месте Ново-Митрофановского кладбища. Не превратили забытый некрополь в еще один «Парк живых и мертвых». Просто: часовня на открытом просторе. Она, действительно, стала одним из символов Борисоглебска. Но - молитвы о поминовении всех усопших здесь звучали очень редко: раз-два в году, во время городских праздников. В основном же здесь звучал смех счастливых молодоженов, которые и не задумывались, что фотографируются на костях. Так получилось, что часовня стала просто одной из городских достопримечательностей. Постепенно забывался, тускнел сакральный смысл этого места. Особенно, когда рядом, учитывая привлекательную логистику, воздвигли торговый центр.
«Кто знает, что было бы с этим местом в будущем? Есть гарантия, что со временем здесь бы не построили еще один торговый центр? Или - жилой дом? Или - игровую площадку?» - примерно такими вопросами задалось руководство Борисоглебской епархии, готовя проект строительства духовно-просветительского центра, с храмом и памятным пантеоном о погребенных здесь.
Но у многих горожан проект вызвал резкое осуждение. Мол, терзали бедное кладбище, терзали - и вот, наконец совсем "до точки дошли": могилы раскапывают! Да, действительно в ходе работ часть грунта с останками пришлось извлечь. Но их не вывезут на свалку, не раскатают бульдозером. Останки будут перезахоронены здесь же, на территории нового комплекса. Захоронение будет оформлено в виде памятного пантеона. Сюда же перевезут сохранившиеся надгробия. А над пантеоном будет установлен огромный крест. Все желающие смогут прийти к нему и помянуть своих предков.
А в храме " В честь Всех святых", будет звучать поминальная молитва, в которой есть такие слова : "Помяни Господи, всех здесь погребенных православных христиан".
"Мы сейчас подняли все архивные данные, дореволюционные метрические книги. Постараемся воссоздать имена, фамилии, годы жизни людей, которые были здесь похоронены. Их имена будут высечены на гранитных плитах пантеона. Да, восстановить каждое надгробие, конечно, не удастся, но молиться будем о каждом" - рассказал нам ответственный за работу историко-архивной комиссии Борисоглебской епархии Сергей Шуваев.
По задумке авторов проекта, после долгих лет запустения и забвения это место станет духовным центром Борисоглебска. И не надо говорить, что раньше это была"общая территория", а теперь будет для "избранных". Да, возможно с любимой собакой на повадке (или без) там больше не погуляешь, и пиво на лавочке не попьешь, но для этого в городе достаточно других мест.
А здесь похоронены люди. Здесь нужно молиться о них. Провести границу духовности, оградив этот поруганный некрополь, Мир Нави от шумной городской жизни. Мертвым нужны покой, молитва и... надежда на духовное возрождение их потомков.
Один священник как-то сказал: « Если бы мы, хотя бы на секунду, оказались на том свете, то услышали бы целый хор голосов усопших, с просьбами молиться о них. Ведь только в этом случае они, в свою очередь, смогут молиться о нас – живых и грешных." А о усопших мы поистине сможем молиться тогда, когда духовно воскреснем своими душами.
Огромный крест, пантеон с высеченными на граните именами, молитвы о каждом, кто был похоронен в этой земле…. Это ли - не настоящая Память?
Николай Бурцев
Блог Николая Бурцева на сайте Борисоглебск-Online
Совершенно правильно
бурцев - главный жополиз местных властей
Обсуждают в других темах
Все комментарии →