12.12.24 9:45

Хранители границы с берегов Хопра

Хранители границы с берегов Хопра width=360px

Родина хоперских казаков – Урюпинск.



Вступительные экзамены в одном из столичных вузов. Экзамен по истории принимает седенький профессор.

– Расскажите-ка мне, юноша, про Великую Октябрьскую социалистическую революцию, – говорит профессор.
Абитуриент молчит.
– Вы что же, ничего не знаете про Великую Октябрьскую социалистическую революцию?!
– Не-а, – пробасил «абитур».
–  Ну, такие имена, как   Маркс, Энгельс, вам о чем-нибудь говорят?
– Да нет.
– Ну а Ленин, имя Ленина вы слышали?
– Не слышал.
– Да откуда ж вы такой?!
– Из Урюпинска.
Профессор встает, подходит к окну, протирая очки. И, мечтательно глядя вдаль, произносит себе под нос:
– Эх, бросить бы все, да махнуть в Урюпинск!

Старый советский анекдот про город в Волгоградской области, о существовании которого не каждый и знает. У многих это название ассоциируется с образом российской глубинки, а не точкой на карте. В свое время поспособствовал этому фильм «Судьба человека» по одноименному рассказу Михаила Шолохова. Действие картины разворачивается в Урюпинске. Для большинства жителей Ставрополя вся информация об этом городе на этом обрывается. Анекдот да кинолента – вот и все знания! Между тем предки тех, кто живет сейчас в Урюпинском районе и по берегам реки Хопер, основали в 1777 году станицы Северную, Московскую, Донскую и Ставропольскую, последняя из которых спустя двести с лишним лет превратилась в полумиллионную региональную столицу.


Герб города Урюпинска

Хоперский казачий полк оказался на Кавказе в 1777 году. За два года до этого его возглавил Конон Устинов. Похоже это было скорее на ссылку, так как предшественника нового предводителя сместили с должности за отсутствие рвения в военных действиях против Пугачева в 1773-1774 годах. Так хоперские казаки по приказу Потёмкина вынужденно прибыли на Кавказ. Здесь судьба их известна хорошо, и о них уже «Вечерний Ставрополь» рассказывал и будет рассказывать дальше. Но часть казаков, которые жили у Хопра, не разделили участи своих земляков и до сих пор живут на тех землях.

Ставрополь – Урюпинск

До родины хоперских казаков от столицы Ставрополья ехать без малого тысячу километров. Дорог несколько, и тут каждый выбирает маршрут, который ему больше по душе: через бескрайние степи Калмыкии и Волгограда или по просторам Дона.

Урюпинск – небольшой городок с населением в 40 тысяч человек, расположился на берегах реки Хопер, одного из притоков Дона. Сейчас он имеет статус районного центра. Несмотря на его родство со Ставрополем, сравнить его, скорее, можно с городом Изобильным, что на Ставрополье. Тоже райцентр с таким же населением. Оба они помнят времена расцвета, но и сейчас держатся. Присутствует стандартный набор «администрация – площадь – Ленин». Но сходство это только лишь внешнее. История у города, как и у всего района, не в пример ставропольскому двойнику.


Арка в честь явления иконы Урюпинской Божией Матери

Другой вопрос – сохранились ли связи между потомками одного сословия, раскиданными на сотни километров. Ведь должно же что-то остаться спустя годы, даже несмотря на почти 250 лет в историческом разрыве, при том что 70 из них казачество как таковое было под запретом. Ответ неоднозначный, и на поверхности его не найти. Что касается прямой памяти поколений, то говорить здесь о чем-то не приходится. На прямой вопрос: «А знаете ли вы, что Ставрополь основали хоперские казаки?» – ни в нашем крае, ни в Урюпинском районе никто не дал утвердительного ответа, за исключением историков или тех, кто по воле случая столкнулся с этим вопросом. Казаки на Ставрополье именуют себя терскими и о своем хоперском прошлом не помнят.
 Памятник козе в центре Урюпинска – единственный в своем роде

Тем не менее невидимые связи остались. Так, глава Урюпинского муниципального района Александр Феронов родился и вырос в станице Северной – одном из четырех поселений хоперцев на Кавказе.

Отучившись в политехе на факультете технологии пищевых производств, он по распределению оказался в Урюпинске на мясоконсервном комбинате. За годы жизни на Хопре Александр Иванович заметил, что совпадения есть, и их немало.


Памятник козе в центре Урюпинска – единственный в своем роде

Цитата
– Многие фамилии встречаются здесь и на Ставрополье – Поповы, Мельниковы, Иблевы, Алфёровы, Бирюковы, – рассказывает Феронов. – Мою я здесь не слышал, но часто попадались фамилии, схожие по звучанию.


Восстановленная Сретенская церковь

Но лучше прочего на протяжении веков сохраняются обряды и традиции, а в случае с казаками – песни и пляски. Виталий Борцов, художественный руководитель урюпинского ансамбля «Хопер», вспоминает, как, побывав в 2014 году на казачьем фестивале юга России, столкнулся с приятной неожиданностью.

Цитата
– Понравился мне один из коллективов терских казаков со Ставрополья, – вспоминает Виталий Михайлович, – две песни у них один в один, как наши, которые я много лет назад записал в одной из станиц. Но они уверенно отстаивали авторство своих предков.

Главное богатство жителей Прихопёрья – их история, не в пример Северному Кавказу, который на протяжении многих лет был, скорее, южной «Сибирью». История хоперских казаков берет свое начало со времен Золотой Орды, когда впервые применительно к этой территории употребляется слово «казак».


Астраханский шлях

Многие века через земли Хоперские тянулся с юга на север Астраханский шлях. В XIII веке по нему шли орды хана Батыя завоевывать новые земли. Но не всегда этот путь использовался в военных целях. По нему следовали караваны, как правило, большие и хорошо вооруженные, так как торговцы всегда привлекали романтиков с большой дороги. Зимой в сильные метели вдоль всего тракта в соборах и церквях звонили в колокола, чтобы припозднившиеся путники могли найти дорогу к убежищу.


Типичный пейзаж Прихопёрья

По пути Астраханского тракта расположились тогда еще станица Урюпинская и ее более многолюдная соседка – станица Михайловская. Последняя – одно из старейших поселений на Хопре. Заложили ее в 1608 году бежавшие от расправы сыновья есаула Михайлы, участники Крестьянской войны, которые были одними из верных сподвижников ее вождя – Ивана Болотникова. Станицу братья основали на правом берегу Хопра, но спустя сто лет во время Булавинского восстания царские войска ее сожгли, а станичники перенесли то немногое, что осталось на левый берег реки.


Художник Илья Машков – уроженец станицы Михайловской

Гордостью станицы была ее Крещенская ярмарка, которая считалась третьей в России после Нижегородской и Ирбитской, и проходила она с 5 по 28 января. Марина Андреева, замдиректора Центральной районной библиотеки и по совместительству краевед, рассказала, что в 1732 – 1733 годах рязанские купцы жаловались в Москву на хоперских казаков, которые организовали ярмарку и подрывают их торговлю. В год она давала миллион рублей серебром, а сама станица в те годы была в четыре раза больше Урюпинской. В ее юрт входили 52 хутора, а выставить она могла 15 тысяч сабель.



В станице были построены Сретенская церковь и Богоявленский собор, что говорит о ее зажиточности. Однако Октябрьская революция и последовавшие за ней события многое изменили. Известный русский и советский художник Илья Машков, который родился в станице, организовал в церкви Дом социалистической культуры. Он выбросил оттуда иконостас и повесил вместо него портреты коммунистических вождей. Его поступок помог сохранить духовный центр Михайловки, а вот спасти Богоявленский собор он не успел. В 1933 году он возвращался в станицу с охранной грамотой и с намерением сделать из Богоявленского храма музей, но не успел. Храм взорвали, а на его месте построили школу. А спустя время в Доме культуры, бывшей Сретенской церкви, неизвестный прострелил звезду и флаг, а на портретах Ленина и Сталина выколол глаза.

Легенда о Петре I

Недалеко от станицы Михайловской расположился хутор Форштадтский. О нем, а точнее, о его названии, ходит легенда: якобы весной 1696 года царь Петр I посетил Борисоглебск, чтобы проверить ход постройки судов. На одном из них он поплыл вниз по Хопру. В Михайловском городке он задержался на несколько дней. Там он побывал в сопровождении местного атамана на Яровом озере и увидел на противоположном берегу два хутора:

Цитата
– У них еще нет имечка, недавно построили, не успели окрестить, – признался атаман.
 Урюпинск

– Так и быть, буду у вас за попа,  – усмехнулся царь. – Эти хутора – пригороды вашей станицы, форштати. Эта Верхняя Форштать, дальше – Средняя, а вон та, подальше на берегу Хопра,  – Нижняя, – сказал Петр I и указал на хутор Краснояровский.

– Как же так? У этого хутора имечко есть: Краснояровским величают.

Царь укоризненно сказал атаману:

– Чего же ты раньше не сказал? Не буду менять я своего слова! Как сказано мною, так пусть и останется!

Царь уехал, но названия, данные им двум безымянным хуторам, крепко к ним пристали. Только с Нижней Форштатью не сложилось: потерялась она, осталась хутором Краснояровским. А был ли Петр I на Хопре, достоверных сведений тому нет, но хопёрские казаки искренне в это верят.

Роман Кияшко

Вечёрка

 
Написать комментарий
Если оставить имя пустым - автоматически подставится "Гость"
В тексте можно использовать стандартные bbcode - [url], [i], [b], [img], [quote]